Напутствие молодому учителю

Уважаемый коллега!

Сегодня в Вашей жизни большое событие — начало педагогической биографии. Самое ценное богатство — подрастающее поколение – народ доверил педагогу. Нелегок его труд, но не бойтесь трудностей. Силой своей воли, силой своей любви к детям Вы преодолеете все преграды.

Помните, что дети любят одержимых, увлеченных и не терпят равнодушных. Профессия педагога — удивительная. Открывая других, Вы будете открывать себя. Воспитывая детей, ощутите потребность в собственном самосовершенствовании. Делая людям добро, принося радость, сами станете богаче и красивее душой.

Не теряйте себя в суете сует! Оставайтесь всегда молодыми, интересными, жаждущими нового. Пусть Ваши поиски в условиях модернизации Российского образования венчаются творческими успехами в родном крае и районе! Работайте так, чтобы детям хотелось на Вас быть похожими. Относитесь к каждому ребенку с уважением, доверием и интересом! Помните, кем бы ни стал он в жизни, каких бы высот ни достиг, у его истоков всегда будете стоять Вы, Учитель!

Желаем Вам радости удовлетворения своим трудом, энергии, творческого горения в решении педагогических задач.

В добрый путь, молодой коллега!

В помощь молодому учителю

Функции методической работы по связи с «внешней средой», т.е. ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту:

  • осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника (результатом осуществления этой функции должно стать точное и творческое понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);
  • внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоемкое, обогащение педагогической культуры учителя);
  • внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);
  • Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста: результатом решения этой задачи методической работы является обогащение общей копилки прогрессивного опыта, а в ряде случаев – и расширение существующих научных взглядов и представлений);
  • залогом успешной реализации данной функции, ухода от формализма в ее осуществлении явится сознательное подчинение этих задач решению главных задач методической работы – помощи учителю, росту его мастерства, профессиональной компетентности.

Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы:

  • консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
  • развитие организационной культуры школы, выработка единого педагогического кредо, общих позиций, ценностей, традиций, ритуалов и т.п.;
  • анализ образовательного процесса в школе и его результатов – изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;
  • предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;
  • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;
  • предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;
  • стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.

Решение задач данной группы имеет выход на главное в методической работе школы – оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства кадров.

Функции методической работы по отношению к конкретному учителю, классному руководителю, воспитателю:

  • совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в ввиду знания, различные по содержанию – предметные, частно-методические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и др.);
  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
  • развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.):
  • развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
  • развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
  • развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны и т.д.);
  • развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
  • развитие готовности к профессиональному совершенствованию, работе с собой.

Типовые функции методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом конкретных обстоятельств образовательного учреждении.

 

Традиционный урок

Современный урок

Проектирование урока

План урока: планируется деятельность учителя (опрос, объяснение, закрепле­ние и т.д.)

Технологическая карта урока:

1.   Планируется учебная деятельность учащихся: мотив – цель – деятельность – результат

2.   Этапы урока выделяются не по фрагментам содержания, а на основе организации учебной деятельности и поэтап-
ного усвоения материала: восприятие, осмысление (понимание), применение

Цель урока

Цель связана с усвоением знаний и умений и прописана для учителя (сформировать понятие…, дать пред­ставление…, систематизировать, обобщить, закрепить умения)

Четкая целенаправленность урока на развитие учебных умений (компетенций) и формирование качеств личности (со­действовать развитию навыков, организовать познавательную деятельность по изучению… или: ученики научатся решать…, смогут объяснить…, усвоят^связи…, освоят приемы…). Ученики вовлекаются в определение личностно-значимых целей (задач) урока

Структура урока

Четкое разграничение этапов урока (проверка знаний, изложение мате­риала, закрепление, задание на дом)

Взаимопроникновение этапов урока, усвоение материала за счет его многократной и вариативной проработки; Могут быть следующие этапы организации учебной деятельности учеников: ориентировочно-мотивационный этап; операционально-познавательный этап; контрольно-коррекционный этап

Проверка домашне­го задания

Проверка усвоенных знаний (домаш­него задания) и организация трениро­вочных упражнений по совершенство­ванию практических умений и навыков (как правило, в начале урока)

Проверка знаний с их обобщением, дальнейшим углублением и расширением, установлением связей с новым мате­риалом; актуализация знаний, имеющихся у учащихся по вновь изучаемой теме (на любом этапе урока)

Изучение нового материала

Сообщение готовых знаний – подроб­ное изложение материала по пунктам параграфа (разнообразие информации), заучивание материала

Выделение главного (генерализация), многократная, вариативная проработка главного: ориентировочно-мотиваци­онный этап – что и для чего будем делать (план работы), что требуется получить, как будет контролироваться про­цесс. Формы: тестирование, определение общего алгоритма, таблица с пустыми графами, проблемная ситуация. Операционально-познавательный этап

о Восприятие – сжатое и выразительное изложение новой темы или организация самостоятельной работы по первич­ному восприятию материала;

о Осмысление – повторное краткое объяснение материала или его проработка по учебнику, наглядным пособиям с установлением связей, закономерностей;

о Запоминание – воспроизведение материала вслух (в парах, группах) или про себя, краткий пересказ, заполнение схем, таблиц;

о Закрепление – выполнение устных или письменных упражнений на применение знаний, тестов, решение задач; о Обобщение – выявление закономерностей, причинно-следственных связей, решение проблемных вопросов, творче­ских задний, (перенос знаний) Применяется ориентировочная основа деятельности – опорные схемы, маршрутные листы, планы действий, карточки-задания.

Организация кон­троля

Текущий контроль со стороны учите­ля

Контрольно-коррекционный этап. Оперативная обратная связь, помощь учителя, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия и оценка своей деятельности, самоопределение на дальнейшую учебную деятельность (определение себе домашнего задания)

Методы обучения

Преобладание иллюстративно-объяс­нительных, репродуктивных методов, ориентация на среднего ученика

Организация познавательной деятельности с применением поисковых, проблемных, проектных методов. Диффе­ренцированный подход

Формы организации учебной деятельно­сти учащихся

Преобладают индивидуальная и фрон­тальная работа

Широко используются парные и групповые формы работы учащихся

Средства обучения

Максимальное количество разнообраз­ных средств обучения

Учебный комплекс – минимум необходимого в сочетании

Домашнее задание

Громоздкое домашнее задание: основ­ная тяжесть проработки материала пе­реносится на дом

Может и не быть – усвоение материала на 80 – 90% происходит на уроке за счет его многократной и вариативной про­работки

 

1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок. Разъяснить, как были учтены особенности класса.

2.Указать:

  • тему урока;
  • место темы в общей схеме уроков и тем;
  • степень сложности темы для данного класса.
  1. Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока.

Сопоставить ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока.

  1. Высказать свое мнение о типе рока.
  • Охарактеризовать этапы урока.
    Охарактеризовать методы обучения.
  • Охарактеризовать формы организации познавательной деятельности учащихся.
  • Сопоставить это с полученным результатом (качеством знаний учащихся).
  1. Указать:

а)  как Вы сами оцениваете результаты решения основных задач урока;

б) каким Вы предвидели ход урока, осуществились ли Ваши намерения;

в)  где возникли затруднения;

г)  какие возможности урока не были использованы и что можно сделать
на последующих уроках;

д) какие положительные качества урока следует развить и продолжить.

Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовьте наглядные пособия, по необходимости ТСО.   На урок в класс входите   последним.   Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно.    Осмотрите класс, особенно недисциплинированных ребят.   Старайтесь показать детям красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

Не тратьте времени на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.   Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

Начинайте урок энергично.   Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» – это приучает учащихся  к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное.   Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением.   Контролируйте темп урока, помогайте  слабым  поверить в свои силы.   Держите в поле зрения весь класс.   Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается.   Предотвратите попытки нарушать рабочий порядок.

Обращайтесь с вопросами, просьбами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

Мотивируйте оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер.   Укажите ученику,  над  чем ему  следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся.   Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

Прекращайте урок со звонком.   Напомните об обязанностях дежурного.

Удерживайтесь от излишних замечаний.

При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других.  

Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит.   Лучше обратитесь за поддержкой к классу

  1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
  2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
  3. Изучите методические пособия к проведению урока.
  4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
  5. Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть – урок подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологию
  6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на уроке.
  7. Все ли Вами отработано из повторения для более глубокого изучения и усвоения нового материала.
  8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока. Это будет Вашим творчеством.
  9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
  10. Пусть ориентиром для Вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету.  Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
  11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашнего задания учеником.
  12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему  классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить их ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого и не добиться глубоких и прочных знаний.
  13. Подумайте, что завтрашние занятия будут связаны со всей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он звено всего учебного и воспитательного процесса.

Урок – главная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определятся уровнем проведения урока, его содержательной и методической  наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своими замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Итак,

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
  • четко определить и сформулировать его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначит для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
  1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  2. Спланировать учебный материал.

Для этого надо:

         Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

  1. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.
  1. Упорядочить учебные задания в соответствие с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:
    • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
    • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
    • задания, способствующие закреплению материала учеником.
  1. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним слом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  1. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  • Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения,  также показать подлинный интерес учителя к работе.

  1. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
  2. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
  3. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Прокрутить вверх